Вторник, 07.05.2024, 15:53
Меню сайта
Категории каталога
Серия B [1]
История первых серийных машин Bf.109B
Серия C [1]
История серии С, на которой была впервые установлена радиостанция.
Серия D [1]
На этой серии осуществлялся переход на двигателя Даймлер-Бенц.
Серия E [1]
Первая массовая серия истребителя Messerschmitt Bf.109
Серия F [3]
История серии F. Новое поколение истребителей Bf.109.
Серия G [5]
История серии G. Самая массовая из серий Bf.109.
Серия K [1]
История серии K. Лебединая песня Мессершмитта.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 313

Каталог статей

Главная » Статьи » История серий Bf.109 » Серия F

Серия F ч.3

На Bf.109F ставили ускоритель GM-1. Выпуск оснащенных ускорителем Bf.109F-2 начали на фир­ме WNF весной 1941 года, a Bf.109F-4 - осенью того же года. Вскоре выпуск истребителей, оснащенных ускорителями, освоила фирма Erla, что позволило довести общий выпуск самолетов F-4/Z более чем до 1200 штук. На «Фридрихах-4» использование GM-1 позволяло развить дополнительные 20 км/ч на высо­те более 6000 м. Это давало «мессеру» заметное пре­восходство над любым истребителем противника, включая Spitfire MkV. Ускоренные «мессеры» отли­чались более объемистым маслорадиатором - Foe 870, который стал стандартным элементом на «Густаве». В отличие от оснащенных GM-1 «Эмилей» и «Теодо­ров», у «Фридрихов» баки с закисью азота находи­лись не в фюзеляже, а в крыльях. Причем баки с закисью представляли собой не баллоны, как это также имело место у ранних мо­дификаций, а сферы. По одному балло­ну находилось в каждом крыле.

В результате под капотом стало сво­боднее, и появилась возможность устано­вить над двигателем более мощные 13-мм пулеметы. Так появился Bf.109F-4/U1, однако от его выпуска быстро отказались из-за того, что пулеметы MG 131 еще были недоработаны. Кроме того, выпус­кались самолеты, оснащенные двумя фо­топулеметами BSK 16 (На таких самоле­тах летали многие «экспертен» люфтваф­фе - фон Мальтцан, Мюллер, Галланд и другие.). Фотопулеметы, по-видимому, ставили и на F-2. На самолетах с ускори­телями имелся еще ряд конструктивных особенностей. Определенно существова­ли варианты с подвесным топливным баком (R5), с двумя типами пилонов для бомб (В), а также вариант F-2/U1. Этот последний вариант существовал в виде единственной машины, которую исполь­зовали для испытаний нового вооруже­ния. В боевых условиях самолет облеты­вал Адольф Галланд. Некоторые доку­менты указывают на существование тро­пической и разведывательной модифика­ции «Фридриха-2». Например, список потерь OKL указывает на потерю одно­го F-2, находившегося в составе разведы­вательной части, действовавшей в 1942 году в Африке. С большой долей вероят­ности можно утверждать, что подобные самолеты получались в результате пере­делки и модернизации.

На четырех вариантах история Bf.109F по большому счету закончилась. Несмотря на то, что во многих публика­циях сообщается о существовании и се­рийном выпуске вариантов F-5 и F-6, подтверждений этому факту не найдено. Тем не менее, последующие варианты «Фридриха» все же существовали в виде прототипов.

В начале осени 1940 года одновремен­но с развертыванием серийного произ­водства было решено начать работы по дальнейшему совершенствованию конст­рукции самолета. Совершенствование намеревались вести в направлении более сильного вооружения, расположенного в крыльях. Проведение программы пору­чили КБ Мессершмитта в Регенсбурге, а все необходимые работы поручили вы­полнять фирме WNF.

Вероятно, первоначально рассматри­валась возможность создания целой гам­мы вариантов от F-5 до F-8, отличавших­ся друг от друга вооружением. Каждый из этих вариантов должен был представ­лять собой дальнейшее развитие моделей F-l - F-4, отличаясь от них вооружением в крыльях. Ничего не известно о вариан­те F-7, который должен был стать разви­тием F-3. «Фридрих-3» был самым мало­численным самолетом в рамках своей модификации, поэтому не удивительно, если от его совершенствования очень быстро отказались. Та же судьба вскоре постигла и F-5, призванного заменить F-1. В результате в металле воплотились лишь два варианта: F-6 и F-8. RLM зака­зало крупные серии обеих машин: 1281 F-6 и 1112 F-8. Таким образом, развитие «Фридриха» планировалось вести толь­ко по двум направлениям: F-2 и F-4. Опыт эксплуатации F-1/F-3 показал, что их во­оружение недостаточно функционально.

Варианты F-6 и F-8 можно описать следующим образом:

Bf.109F-6 - с двигателем DB 601N, вооружение состоит из двух MG 17, од­ного MG 151/15 (в фюзеляже) и двух MG FF/M (в крыльях).

Bf.109F-8 - с двигателем DB 60IE, вооружение состоит из двух MG 17, од­ного MG 151/15 (в фюзеляже) и двух MG FF/M (в крыльях).

На заводе WNF было собрано не­сколько пятиствольных «Фридрихов», несших в крыльях пушки MG FF/M, точное число собранных самолетов не изве­стно. Но можно утверждать, что собра­ли не менее трех самолетов, которые были готовы в конце 1940 - начале 1941 года. Два самолета предполагалось ис­пользовать в качестве прототипов F-5 и F-6, а третий самолет оснастили новым крылом Messfluegel. Работы над прото­типами фирма WNF начала уже в октяб­ре 1940 года и к декабрю машины были готовы. Однако, если учесть трудные ме­теоусловия, облет прототипов мог быть отложен до января 1941 года. Один из прототипов был создан на базе Bf.109F-1 одной из первых серий. Второй прото­тип не был доделан, или его доделали в соответствии с другим стандартом.

Bf.109F-6 во многом походил на F-5, хотя был создан на базе Bf.109F-2 (W.Nr. 6750), выпущенного в марте 1941 года. У F-6 также в крыльях находились пушки MG FF/M. Главное отличие F-6 от F-5 заключалось в вооружении, размещенном в фюзеляже: F-5 должен был нести пушку MG FF/M, в то время как F-6 -пулемет MG 151/15. Летом 1941 года пу­лемет MG 151/15 заменили пушкой MG 151/20. Так появился самолет Bf.109F-6/ U. После серии заводских и государствен­ных испытаний этот «мессер» вместе с Bf.109F-2/U1 (в фюзеляже два MG 131 и один MG 151/15) доставили в расположе­ние Stab/JG 26, где майор Адольф Галланд проводил испытания прототипа в боевых условиях.

Пушки было несложно установить в крыле. Сказался опыт, полученный при установке вооружения в крыльях «Эми­ля». В результате пушку MG FF/M на «Фридрихе» поставили на том самом ме­сте, где у «Эмиля-1» устанавливали пу­леметы MG 17. У «Фридрихов» этот от­сек в крыльях предназначался для фото­пулеметов. Тут следует заметить, что у «Фридриха» оружие в крыле стояло не­сколько иначе, чем у «Эмиля» (другое расстояние между стволом пушки и ба­рабаном, отсутствие обтекателя на месте прорези в кромке крыла под ствол).

Можно уверенно утверждать, что про­ект «пятиствольных» Bf.109F был свернут из-за появления новой пушки MG 151, ко­торые пошли в серию в начале 1941 года. Пушка MG 151/20 имела калибр 20 мм и конструктивно превосходила MG FF/M. Конечно, MG 151/20 не умещалась в кры­ле, но ее можно было поместить под кры­лом в гондоле. В результате вся програм­ма F-5/F-8 была свернута, и летом-осенью 1941 года началась программа по установ­ке пушек MG 151/20 в крыльевых гондо­лах. По всей вероятности, именно благо­даря достоинствам пушки MG 151/20 ее начали устанавливать на Bf.109F-4 вмес­то MG 151/15. В результате возникла замет­ная пауза в четыре месяца между заверше­нием производства Bf.109F-3 и началом выпуска Bf.109F-4. В этот период выпус­кали только «легкий» истребитель F-2. Из-за того, что в распоряжении немецких конструкторов отсутствовала надежная пушка, не было никакой возможности сделать «тяжелый» истребитель ни F-1 с мотором DB 601N, ни F-3 с мотором DB 60IE. В результате легкий F-4 внезапно превратился в тяжелый, едва только по­явилась необходимая пушка.

После того, как начался серийный выпуск Bf.109G, некоторое количество Bf.109F модернизировали до стандарта «Густава». Вместо старых кабин и дви­гателей установили новые, одновремен­но переделали часть внутренних узлов (например, топливную систему). Таким образом появлялись настоящие G-2 в «теле» старых Bf.109F-4.

Множество Bf.109F использовали в различных проектах, в которых отраба­тывались технические решения для сле­дующего поколения «мессеров». Два са­молета использовались для обкатки внут­ренних частей крыла, хвостового опере­ния и главного шасси для Me 209. Кроме того, у одного из этих самолетов (Bf.109V23, W.Nr. 1801, СЕ+ВР) установили третью стойку шасси, положив самолет горизонтально, что впервые было ис­пользовано на Me 309. Второй самолет - Bf.109F-1/V31 W.Nr. 564, SG+EK - ос­настили новым шасси, герметичной ка­биной, а также новой системой охлажде­ния двигателя (масляный и водяной ра­диаторы перенесли в фюзеляж, откуда они могли выдвигаться, как это исполь­зовалось на Me 209 и Me 309). Следую­щим самолетом, использованным в про­грамме Me 309, стал Bf.109V24, который получил ту же систему охлаждения (и двигатель DB 605A), после чего машину исследовали в аэродинамических трубах в Геттингене и Шале-Модоне.

На одном из Bf.109F-2 (W.Nr. 8195, VD+AJ) повторно отрабатывалось лыж­ное шасси. Первым в этой программе ис­пользовали Bf.109E-8. Этот самолет разбился в первой половине февраля 1941 года, после чего лыжи установили на «Фридрихе». Лыжное шасси «Фридриха» несколько отличалось от того, что стояло на «Эмиле». Шасси было неубирающееся, колесные ниши закрыты крышками.

Один из «Фридрихов-4» (W.Nr. 7413) в декабре 1941 года прошел в Рехлине цикл сравнительных испытаний с Fw 190А-2. Испытания показали, что у Bf.109 был лучший разгон, в то время как «фокке-вульф» имел несколько большую скорость (10-20 км/ч) в горизонтальном полете над землей и на высоте 4000-4500 метров. Как нетрудно догадаться, «фок­ке-вульф» быстрее разгонялся в пикиро­вании, труднее выходил из пикирования и обладал меньшей скороподъемностью.

В 1942 году Венгрия получила не­сколько десятков истребителей Bf.109F, в том числе 37 F-4/B. Еще около четырех десятков истребителей F-2 Венгрия полу­чила в начале 1944 года. Кроме того, не меньше 12 F-4 получила в 1943 году Ита­лия. Эти самолеты предполагалось ис­пользовать для подготовки пилотов, по­скольку предполагался переход итальян­ских ВВС на Bf.109G. Кроме того, один Bf.109F-4 оказался в Испании. Самолет получил бортовой номер 6о135 и соб­ственное имя «Zacuto».
 
По материалам книги серии "Война в воздухе" "Messerschmitt Bf109" ч.3.
Категория: Серия F | Добавил: Willie (07.12.2008)
Просмотров: 2218 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: