Вторник, 07.05.2024, 14:03
Меню сайта
Категории каталога
Серия B [1]
История первых серийных машин Bf.109B
Серия C [1]
История серии С, на которой была впервые установлена радиостанция.
Серия D [1]
На этой серии осуществлялся переход на двигателя Даймлер-Бенц.
Серия E [1]
Первая массовая серия истребителя Messerschmitt Bf.109
Серия F [3]
История серии F. Новое поколение истребителей Bf.109.
Серия G [5]
История серии G. Самая массовая из серий Bf.109.
Серия K [1]
История серии K. Лебединая песня Мессершмитта.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 313

Каталог статей

Главная » Статьи » История серий Bf.109 » Серия F

Серия F ч.2

Последние приготовления к серийному выпуску «Фридри­ха» начались в августе 1940 года. Тогда на Bf.109F-0 W.Nr. 5602 установили новое крыло и двигатель DB 60IE, превратив машину в прототип Bf.109F-4. Одновременно, самолет Bf.109F-0 (W.Nr. 5604, VK+AB) с двигателем DB 601A был выб­ран в качестве прототипа всей серии Bf.109F.

Машину доставили в Рехлин для государственных испыта­ний в августе 1940 года. Первым в серию направили вариант Bf.109F-1, прототипом которого стал Bf.109F-0 W.Nr. 5603 с двигателем DB 601N. Машина проходила испытания в Рехлине до середины июля. Первенство F-1 вовсе не следовало из номера варианта, а объяснялось так и не преодоленной нехват­кой двигателей DB 601E. Также не хватало пулеметов MG 151/ 15, выпуск которых еще только осваивали. Поэтому самолеты F-1 представляли собой промежуточную модель, которую пла­нировалось выпустить небольшой серией, чтобы боевые части смогли как можно быстрее начать осваивать новый самолет, а заводы получили время для освоения новой модели.

После того, как испытания в Рехлине завершились успеш­но, машину направили в серийное производство, которое было развернуто в конце сентября на заводе Messerschmitt в Регенсбурге. В октябре, одновременно с прибытием первой партии пулеметов MG 151/15 начался выпуск и легкого варианта ис­требителя - F-2. В ноябре к сборке F-2 приступила фирма AGO, a F-1 освоили на заводе WNF. Всего к весне 1941 года заводы Мессершмитта в Регенсбурге и Аугсбурге собрали 157 самоле­тов, в том числе 19 F-0 и 138 F-1. Примерно в то же самое время (с ноября 1940 по январь 1941 года) фирма WNF выпустила 49 из запланированных 50 F-1, после чего приступила к выпуску F-2. У F-1 и первых F-2, выпущенных фирмой WNF, был ха­рактерный воздухозаборник карбюратора. Несмотря на то, что выпуск F-1 в 1941 году не планировался, из-за задержек при развертывании производства, выпуск этого варианта продол­жался. Два последних F-1 были собраны в июне и июле. Таким образом число построенных машин достигло 206.

Несмотря на то, что до весны 1941 года было собрано в общей сложности 226 Bf.109F (из 610 заказанных), резуль­таты были признаны неудовлетворитель­ными. Недовольство вызывало не столько малое число самолетов, сколь­ко большое количество рекламаций. Много нареканий вызывала система смазки и шасси. Это затрудняло эксп­луатацию самолета и увеличивало ава­рийность. В результате боевое приме­нение «Фридрихов» в данный период было минимальным.

Одной из причин сложившейся ситу­ации было время года. Из-за плохой по­годы не было возможным облетывать са­молеты и без задержек доставлять их в боевые части. Однако недостатки машин удалось очень быстро устранить, и уже поздние самолеты F-2 стали гораздо на­дежнее.

Выпуск Bf.109F-3 начался в октябре 1940 года на заводах Мессершмитта в Регенсбурге и, вероятно, WNF в Вене. Это был наименее удачный вариант «Фридриха», поэтому его выпустили са­мой малочисленной серией. Причем на выпуск этих самолетов пошли только для того, чтобы не допускать простоев. Есть большая вероятность того, что все 15 со­бранных машин позднее привели к стан­дарту других вариантов. В качестве при­мера можно привести Bf.109F-3 W.Nr. 5004 из разведывательной эскадрильи 4.(Н)/12, потерянный в районе Фука, Се­верная Африка, 10 июля 1942 года. Если предположить, что ошибочно серийный номер 5004 указан вместо 5604 (В блоках серийных номеров, выделенных для «Фридриха», нет номеров 5000... Только самолеты серии F-0 имели серийные но­мера, начинающиеся с 5600... Кроме того, у самолетов серии Е-3, выпускавшихся в 1940 году, серийные номера также не на­ходятся в диапазоне 5000... или 5600...), то получается, что этот самолет представ­ляет собой прототип F-0, переделанный в F-3, а затем попавший в боевую часть.

В январе и феврале 1941 года еще два завода приступили к серийному выпуску самолетов F-2. Два первых F-2 собрали в последние дни декабря 1940 года, а вы­пуск продолжался до сентября 1941 года. Тем временем, в мае 1941 года с конвейе­ра сошли первые F-4, выпуск которых продолжался до середины 1942 года. Все­го до июня 1942 года собрали около 3450 «Фридрихов», из которых 1841 Bf.109F-4 и 1380 Bf.109F-2.

Варианты отличались друг от друга двигателями и вооружением. На F-2 сто­ял мотор DB 601N и пушка MG 151/15, в то время как на F-4 стоял двигатель DB 601E и новейшая пушка Rheinmetall-Borsig MG 151/20. Эта, последняя, пушка была лучшей пушкой для самолетов. В отличие от MG FF/M новая пушка име­ла длинный ствол и отличалась повышен­ной надежностью. Пушка имела ленточ­ное питание, а ее скорострельность дос­тигала 800 выстрелов в минуту. Фронтовые испытания показали, что новое воо­ружение эффективно поражает не толь­ко воздушные, но и легкобронированные наземные цели.

Кроме четырех описанных выше ва­риантов, отдельные производственные серии также различались между собой. Прежде всего, особенностью поздних машин стало усиленное хвостовое опере­ние, что позволило отказаться от наруж­ных накладок. Это нововведение появи­лось в тот момент, когда заканчивался выпуск истребителей F-2 и разворачивал­ся выпуск варианта F-4. Летом 1941 года модифицировали воздухозаборник кар­бюратора у F-4, сделав его совместимым с тропическим воздушным фильтром. Прототип Bf.109F-4/trop, имевший ряд конструктивных особенностей, поднялся в воздух в конце июня - начале июля 1941 года. В августе 1941 года фирма Erla ос­воила серийный выпуск тропического варианта самолета. Такая спешка объяс­нялась острой нехваткой тропической истребителей. Едва стало известно о том, что начался выпуск тропической моди­фикации «мессера», заказы на тропичес­кие истребители не поступали разве что из-за Полярного круга. На худой конец требовали комплекты воздушных филь­тров, которые можно было установить на самолеты в условиях полевых мастерс­ких. Уже в середине июня поступил за­каз на комплекты фильтров для «мессе­ров» из Luftflotte 2, а также для Bf.109F-4/trop из II/JG 54. Спустя месяц фильтры заказало командование Luftflotte 5 (для 20 Bf.109T) и Luftflotte 4 (в общей слож­ности 320 комплектов). Однако все зака­зы остались без ответа, так как в распоряжении RLM в июне 1941 года имелось всего 220 комплектов для «Эмилей», при­чем установить фильтры можно было только в заводских условиях. До конца июля 1941 года было готово 60 тропичес­ких комплектов для «Фридрихов-4». За это время число заказанных комплектов для Bf.109F/trop уже достигло 680.
 Третьей особенностью, различающей старые и новые серии «Фридрихов», был винт. На машинах F-2 и F-4 использова­ли винты двух типов: VDM 9-12010A с узкими лопастями (эти винты ставили главным образом на F-2) и VDM 9-12087А с широкими лопастями (на F-4). Винт с широкими лопастями сначала ста­вили на самолеты, оснащенные ускори­телем GM-1, а затем этот винт стал стан­дартным для всех «Фридрихов-4».

Новый истребитель выпускали в не­скольких стандартных комплектациях, причем на F-4 использовались разные модификационные комплекты Ruestzatz. Среди вариантов можно назвать R5 - пи­лон для подвесного бака, R1 - два пуле­мета MG 151/15 в гондолах под крылья­ми (в этой конфигурации выпустили 240 машин), R7 - две пушки MG 151/20 в гон­долах под крыльями, R2-R4 - три разве­дывательных модификации оснащенных разной фотоаппаратурой и без радио­станции, R8 - еще одна разведывательная модификация, оснащенная рацией (серия 43 машины). Эти варианты выпускались в конце 1941 - начале 1942 года, после того, как линейные части были в целом насыщены стандартными истребителями. Самолеты модификаций «R» выпуска­лись на базе Bf.109F-4/Z. Разведчики R2 оснащались фотокамерами Rb 20x30, R3 -Rb 50x30, R4 - Rb 75x30, a R8 - Rb 50x30. Кроме того, существовали истребители-бомбардировщики, оборудованные пило­ном ETC 500XIb или ETC 50VIIId. Эти са­молеты на практике обозначали как F-4/B. Интерес представляет попытка воо­ружить «Фридриха-4» сразу 3 20-мм пуш­ками MG 151/20, из которых две распо­лагались в гондолах под крыльями. Ра­боты над пушечным истребителем нача­лись осенью 1941 года и завершились ле­том следующего года. Уже в начале вес­ны 1942 года в Тарневиц доставили Bf.109F-4 W.Nr. 7449, изготовленного фир­мой WNF. Гондолы с пушками достави­ли в Тарневиц по железной дороге. Воо­ружение установили на самолет в E-Stelle и пристреляли на земле. Сразу же выяви­лись серьезные недостатки трехпушечной схемы вооружения. Пришлось снять пуш­ки, внести в их схему определенные из­менения и снова установить их на само­лет. Первые стрельбы в полете провели 24 марта 1942 года. Затем провели еще около 60 вылетов, в ходе которых было определено, что эффективность вооруже­ния увеличилась не на много. Самолет вернули изготовителю в сопровождении целого перечня отмеченных недостатков. Тем временем, в начале мая 1942 года на полигон доставили четыре следующих Bf.109F-4 выпущенных фирмой WNF. Испытания машин провели в первых чис­лах мая. Было совершено 27 вылетов, практически каждый раз оружие отказы­вало. Левая пушка заклинивала 16 раз, в том числе 6 раз не произведя и сотни вы­стрелов. Правая пушка отказывала 17 раз, в том числе 5 раз не произведя и 100 выстрелов. После испытаний машины также вернули на завод, сопроводив их списком отмеченных недостатков. 11-16 мая тремя пушками вооружили четыре фронтовых истребителя, которые были переданы в I./JG 52. В дивизионе сфор­мировали специальный отряд (Kommando) с лейтенантом Рюттгером во главе. Отряд отправился в Тарневиц, где испытал самолеты на земле, а одна машина участвовала в воздушных стрель­бах. Все работало нормально, и звено отправили в расположение своей части на Восточный фронт.

Вскоре за этим провели испытания очередного «Фридриха-4» (W.Nr. 13149, также выпущенного фирмой WNF), до­полнительные пушки на который устано­вили уже в Тарневице. Первые три проб­ные стрельбы провели на земле. Эти стрельбы прошли успешно. Но в стрель­бах в полете, проведенных 28-30 мая, ору­жие начало отказывать. Конструкцию пушек поправили и провели еще 12 стрельб в полете, в ходе которых произо­шел лишь один отказ, а еще два раза при­шлось перезаряжать пушки из-за переко­са снаряда.

После всех этих испытаний конструк­ция гондольных пушек была признана достаточно надежной. Однако, в целом система оценивалась невысоко. Пушки сами по себе были достаточно ненадеж­ны, много нареканий вызывала система подачи боеприпасов, требовавшая осо­бенно тщательно укладывать боекомп­лект. Кроме того, боекомплект для MG 151/15 пришлось ограничить 100 выстре­лами, вместо предполагаемых ранее 135. В итоге 20-мм гондольные пушки так и не появились на Bf.109F, поскольку его место на сборочных линиях занял Bf.109FG. Ставить MG 151/20 в гондолах под крыльями начали лишь осенью 1942 года на «Густавах-2». Эта модификация стала одной из самых распространенных. Наи­большего распространения 20-мм гон­дольные пушки получили в 1943 году на «Густаве-6». Можно сказать, что каждый второй или третий «Густав» нес под кры­льями 20-мм пушки. Однако самолет не пользовался большой популярностью у пилотов, несмотря на то, что конструк­ция системы была значительно улучшена по сравнению с первыми образцами, испытанными весной-летом 1942 года. Тем не менее, пушки под крыльями ус­ложняли сборку самолетов, затрудняли техническое обслуживание машин. Лет­чики жаловались на худшую маневрен­ность. Объективно, пушки добавляли к взлетной массе самолета 150 кг, что при­водило к потере около 20 км/ч макси­мальной скорости. При этом пушки мог­ли стрелять всего семь секунд, именно за это время расстреливался боекомплект в 100 выстрелов на ствол. Но что хуже все­го, лента подавалась к пушке по замыс­ловатой траектории. В результате ее час­то перекашивало, особенно если самолет совершал резкие эволюции. Кроме того, пушки смещали центр тяжести самолета К носу. В тропических условиях пушки заклинивали еще чаще из-за вездесущей пыли. Поэтому стволы пушек часто зак­рывали матерчатыми чехлами (Так, например, поступал майор Мюнхеберг, который летал на «Густаве-6» в Тунисе.) или вовсе снимали пушки (Снимали только пушки, поскольку демонтировать гондолы и части лафета, которые составляли интег­ральную часть конструкции крыла, можно было лишь в заводских условиях. Пятиствольное вооружение оп­равдывалось лишь в борьбе со штурмовиками и тя­желыми бомбардировщиками. Эти хорошо защищен­ные, но тяжелые самолеты, обычно летали по пря­мой, поэтому для борьбы с ними не требовалось вес­ти маневренный бой.

 
 
По материалам книги серии "Война в воздухе" "Messerschmitt Bf109" ч.3.
Категория: Серия F | Добавил: Willie (07.12.2008)
Просмотров: 2836 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: