Воскресенье, 05.05.2024, 14:22
Меню сайта
Категории каталога
Серия B [1]
История первых серийных машин Bf.109B
Серия C [1]
История серии С, на которой была впервые установлена радиостанция.
Серия D [1]
На этой серии осуществлялся переход на двигателя Даймлер-Бенц.
Серия E [1]
Первая массовая серия истребителя Messerschmitt Bf.109
Серия F [3]
История серии F. Новое поколение истребителей Bf.109.
Серия G [5]
История серии G. Самая массовая из серий Bf.109.
Серия K [1]
История серии K. Лебединая песня Мессершмитта.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 313

Каталог статей

Главная » Статьи » История серий Bf.109 » Серия G

Серия G ч.3

Bf 109G-6 оказался тем вариантом «Густава», который выпускался самой массовой серией. Кроме небольшого чис­ла разведывательных самолетов Bf 109G-6/R2 (их вскоре вытеснили маши­ны G-8), в последний раз была создана тропическая модификация самолета - Bf 109G-6/trop. Поскольку немецкая армия уже была выбита из Северной Африки и советских степей, надобность в тропичес­ком самолете отпала. Ранее тропические модификации создавались на базе машин О-1,О-2иО-4.

Одним из важнейших новшеств было очередное усиление вооружения «Густа-ва-6». Для стрельбы через ось винта вме­сто пушки MG 151/20 установили МК 108 калибра 30 мм. Втиснуть пушку в носо­вую часть фюзеляжа оказалось непросто и потребовало значительного времени. Мо­дифицированный таким образом самолет получил обозначение Bf 109G-6/U4.

История создания и внедрения этого варианта истребителя может послужить наглядным примером тогдашнего состо­яния немецкой промышленности. Она показывает всю слабость изготовителей, вынужденных постоянно импровизиро­вать, чтобы с помощью своих скромных возможностей смочь ответить на все предъявляемые к ним требования.

Прототип самолета, вооруженного пушкой МК 108 появился в начале весны 1943 года, хотя работу над машиной на­чали еще в конце 1942 года. Начало ра­бот восстановить невозможно, так как отсутствует вся необходимая для этого документация. Но поздние этапы созда­ния прототипа хорошо освещены. Из имеющихся данных следует, что работы над машиной велись в лихорадочной спешке, без глубокой проработки делае­мых изменений. Поэтому, когда в начале лета 1943 года была готова первая партия Bf 109G-6/U4, ее пришлось целый месяц доводить до ума на E-Stelle в Тарневице!

Первая партия из девяти пушек МК 108, доставленных в Тарневиц фирмой RheinBftall-Borsig в мае 1943 года, ока­залась бракованной. Ни одна пушка не прошла предварительной проверки, и всю партию вернули изготовителю. В се­редине июня пришла следующая партия из 24 пушек. В июле в Тарневиц достави­ли очередную 21 пушку. К 29 июля поли­гон располагал уже 45 стволами. Из этих пушек 18 снова оказались бракованными, а годилось к непосредственной установке на самолеты только 13 стволов. Из этих 13 пушек 5 испыты­вали в Тарневице, а остальные разослали на другие полигоны и в боевые части: два в Рехлин, два в JG 11 в Йевере, и т.д. О качестве пушек свидетельствует тот факт, что 14 октября одна из МК 108 взорвалась в ходе пробных стрельб.

Тем временем, 10 июня 1943 года в Рехлине появилась пер­вая партия Bf 109G-6/U4. Самолеты сразу начали стрельбы в воздухе. Этот этап испытаний закончился неудачей. В четырех стрельбах удалось сделать суммарно 89 выстрелов, причем в первый заход удалось выпустить 55 снарядов, а в последний заход пушку заклинило после первого выстрела. Стрельбы про­водили с помощью учебных боеприпасов, так как боевые боеп­рипасы отсутствовали. Выяснилось, что причиной отказа ста­ли недостаточно длинные направляющие лафета, которые тре­бовалось удлинить. К 20 июня на одном самолете внесли необ­ходимые изменения в конструкцию пушки, после чего возоб­новились испытания. Поскольку результаты новых стрельб оказались заметно лучше, было решено переделать пушки и на других опытных самолетах. Вскоре самолеты переделали во второй раз, снова заменив направляющие.

Вскоре выяснилось, что модификации требует и полуавто­матическая система обслуживания пушки. Одновременно, по­требовалось внести изменения в конструкцию винта и систему смазки двигателя. Подобную переделку пришлось проводить

не только с пятью опытными самолета­ми, но и с другими машинами, участво­вавшими в программе испытаний на дру­гих полигонах: Шверин-Гёмис (13 ма­шин) и E-Stelle Rechlin (12 машин).

10 июля в Тарневице провели первые стрельбы боевыми снарядами. Повтори­лись все те проблемы, которые обнару­жили себя при стрельбе учебными боеп­рипасами. Несмотря на то, что все отме­ченные недостатки быстро устранить не представлялось возможным, в середине июля имеющиеся в распоряжении опыт­ные самолеты начали поступать в JG 11 для полевых испытаний. За испытания­ми следили специалисты фирмы RheinBftall-Borsig и E-Stelle Tarnevitz. До конца июля полк успел получить только 13 самолетов, поскольку все машины тре­бовали серьезных переделок и вместо двух самолетов в сутки успевали давать лишь два самолета за три дня.

До 21 августа 1943 года из E-Stelle Tarnevitz в расположение JG 11 переба­зировалось в общей сложности 24 Bf 109G-6/U4. Одну машину отправили в Штакен для генерала Галланда, который хотел лично опробовать новую машину. Совершив несколько полетов, генерал предложил установить на штурвале сра­зу три гашетки, чтобы иметь возмож­ность избирательно стрелять из пулеме­тов MG 131, крыльевых пушек MG 151/20 или центральной пушки МК 108.

Тем временем в Тарневиц прибыло шесть очередных Bf 109G-6/U4, принад­лежавших второй серии численностью 30 машин. Хотя конструкция истребителей уже была переработана с учетом получен­ного опыта, но и эти самолеты нуждались в некоторых переделках. В частности, требовалось заменить прицел Revi 12D на Revi 16B. В сентябре Мессершмитт учел пожелания испытателей из Тарневица.

После того, как все самолеты двух серий прошли переделку, их начали пе­редавать в II/JG 3. До 18 сентября диви­зион получил 13 «мессеров». Еще два самолета передали в III/JG 1, а один (W.Nr. 20734) получил повреждения во время взле­та 15 октября (Еще раньше попал в аварию самолет W.Nr. 27086.). В начале ноября 1943 года один из упомянутых самолетов передали в распоряжение II/JG 26.

Серийный выпуск истребителей G-6/ U4 начался зимой 1944 года. Главным производителем самолета стала фирма WNF. Число заказанных машин неизве­стно, но по имеющимся данным было построено не менее 200 самолетов, что, считая 60 самолетов двух предваритель­ных серий, дает общее число 260 истре­бителей. Не исключена возможность того, что число выпущенных G-6/U4 было еще больше.

Все самолеты поступали в части, дей­ствующие на Западном фронте. Пушка МК 108 позволяла самолету сравнитель­но легко сбивать «летающие крепости» американцев. Для истребителей противника даже попадание одного 30-мм сна­ряда обычно заканчивалось падением. Например, один снаряд вполне мог ото­рвать крыло союзнического истребителя. С другой стороны, 30-мм пушка имела меньшую скорострельность (660 выстре­лов в минуту против 800 выстрелов в ми­нуту у MG 151/20), что затрудняло ее при­менение против небольших маневренных советских истребителей. Одним из недо­статков пушки МК 108 был короткий ствол, который не давал вести прицельный огонь на больших дистанциях. Боекомп­лект пушки составлял 65 выстрелов, в то время как стоявшая на том же месте MG 151/20 оснащалась 200 выстрелами. Нако­нец, самолеты с 30-мм пушкой весили на 17,5 кг больше стандартного варианта.

Дополнительно огневую мощь само­лета предполагалось усилить, оснастив его двумя пушками МК 108 в подкрыльевых гондолах, наподобие того, как прежде пытались установить пушки MG 151/20. Такая конфигурация самолета получила обозначение U6. Работы над U6 начались в августе 1943 года, а глав­ным субподрядчиком проекта стала фир­ма Eria-Antwerp. После завершения пер­вого тура испытаний, RLM заказало 20 комплектов .гондол с пушками МК 108. Эти комплекты передали фирме WNF, где их установили на самолеты. Среди этих 20 машин известны снимки двух са­молетов (один из них W.Nr. 440005). Все машины серии имели серийные номера в диапазоне 440000-440100. Эти самолеты были изготовлены в начале 1944 года фирмой WNF. Самолеты G-6/U6 выпус­кались в рамках серии G-6/U4, которая имела диапазон номеров 440000-441000.

Однако проект оказался неудачным. Пушки, расположенные в гондолах, час­то отказывали. Поэтому от серийного производства самолета отказались, хотя его планировали на январь 1944 года.

Попытки усилить огневую мощь «мессера» продолжались. В июне 1943 года самолет вооружили неуправляемы­ми ракетами W.G. 21. Несмотря на серь­езные недостатки этого вида вооружений (большое лобовое сопротивление, ухуд­шение маневренности, низкая прицельность), испытания показали высокую эффективность ракет в борьбе с бомбар­дировщиками противника. Было решено вооружить ракетами 100 истребителей. Первые боевые вылеты ракетоносцы со­вершили в августе 1943 года и продолжа­ли летать в течение почти целого года. Пусковые установки на самолеты ставили на предприятии Luftzeugamt Erding, специализирующемся на модификации самолетов. На переделку одного самоле­та тратилось 20 часов, то есть два с лиш­ним рабочих дня. Вдоль крыла уклады­вали электропроводку, а под крылом монтировали крепления для направляю­щих. Направляющие подвешивали на специальном кронштейне с механизмом аварийного сброса.

Вооруженные ракетами самолеты на удивление не получили никаких обозна­чений, по крайней мере не имели обозна­чений в первое время. Возможно, позднее эти самолеты стали обозначаться как Bf 109G-6/W или G-6/Wr.

На «Густавах-6» также отрабатыва­лась новая ночная модификация «мессе­ра» для частей Wilde Sau и NJGr. Ночная модификация истребителя получила обо­значение G-6/N, хотя точно не известно, какие у нее были особенности и выпус­калась ли она крупной серией. На ноч­ных истребителях пытались установить радары двух типов: FuG 217 и FuG 350 Naxos Z. Радар FuG 217 можно было от­личить по ряду штыревых антенн, уста­новленных на фюзеляже и крыльях. Ан­тенна пассивного радара FuG 350 была встроена в фонарь кабины. По всей ве­роятности, ночные истребители изготав­ливались в прифронтовых мастерских на базе стандартных самолетов. Точно из­вестно, что первый прототип G-6/N был сконструирован в E-Stelle Rechlin по за­данию штаба Luftflotte 3. Радар Naxos был создан в ноябре 1943 года. Характе­ристики устройства оказались неудовлет­ворительными - он обладал радиусом действия всего 15 км. В мае 1944 года один из Bf 109 был оснащен устройством Т100. В состав устройства входил посадоч­ный прожектор, установленный на нижней стороне левого крыла (может быть обоих крыльев), подвесные баки на крыльях (так называемые «мягкие» баки), а также пла­мегасители на выхлопных патрубках. Из­вестен один снимок такого самолета (G-6/ R6), но нет данных о том, шел ли серий­ный выпуск подобных машин.

Кроме уже упоминавшихся модифика­ций, Bf 109G-6 широко использовались летом-осенью 1943 года в различных про­граммах по развитию самолета. Среди та­ких программ заметное место занимали программы разработки ускорителей.

Идея заменить устройство GM 1 по­явилась в августе 1943 года. Было реше­но упростить конструкцию устройства, поместив запасы закиси азота в один бал­лон, уложенный горизонтально за каби­ной пилота. Прототип нового устройства подготовила фирма Erla, сотрудничав­шая с E-Stelle Rechlin. Первоначально полагалось, что размещение баллона за третьим шпангоутом на 30% сместит центр тяжести, что было неприемлемо. Ошибки в расчетах оказались минималь­ны, поскольку у прототипа центр тяжес­ти оказался смещен на 29,5%. Во второй половине октября 1943 года был состав­лен отчет об испытаниях машины. В от­чете сообщался этот прискорбный факт и указывалось на то, что на практике эк­сплуатировать такой самолет не пред­ставляется возможным. В отчете также сообщалось, что самолет не способен ве­сти воздушный бой, а при наполнении баллона более чем 80 л газа, когда центр тяжести смещался на 26,1%, машину мог пилотировать только очень опытный пилот. Тем не менее, работу над ускори­телем следовало продолжить, чтобы най­ти хоть какое-нибудь противоядие от ан­глийского истребителя Mosquito. Новое техническое решение было тем более не­обходимо, поскольку множество «Густа­вов» несло 20-мм пушки в подкрыльевых гондолах и по этой причине не могло ос­нащаться системой GM 1 с баками в кры­льях (четыре малых баллона общей мас­сой 34 кг или один большой баллон мас­сой 42 кг).

Но у нового варианта GM 1 были и достоинства. Рапорт, составленный в ок­тябре 1943 года, не давал системе одно­значно отрицательную оценку. Конст­рукцию ускорителя переработали, и в начале 1944 года приступили к производ­ству новой модификации GM 1. Первы­ми прототипами, летавшими летом и осе­нью 1943 года, были Bf 109G с бортовы­ми номерами PV+IV и PV+II. Третий прототип - Bf 109G-6 (W.Nr. 18316, BF+QH) - вышел из строя еще на ранней стадии испытаний из-за серьезных про­блем с гидравликой.

Достоинствами новой модификации GM 1 стали большая простота в эксплу­атации, а также возможность сопряжения ее с устройством MW 50, которое появи­лось примерно в то же время. Устройство MW 50 представляло собой немецкий аналог американской системы впрыска водно-метанольной смеси, применявшего­ся на истребителях Thunderbolt и позво­лявшей кратковременно поднять мощ­ность двигателя на 300 л.с. Аббревиату­ра MW 50 обозначала Bfthanol-Wasser 50%, то есть смесь метанола и воды в рав­ных долях. Смесь впрыскивалась в ци­линдры и позволяла поднять мощность двигателя на 4% (в случае DB 605A на 59 л.с.) в течении 10 минут на высотах до 5000 м. За исключением активного ком­понента, устройство MW 50 во многом напоминало GM 1 в том виде, в каком это устройство появилось в 1943 году. Уст­ройство GM 1 можно было заправлять как закисью азота, так и водно-метанольной смесью. Запасов водно-метанольной смеси в этом случае хватало на 40 минут работы двигателя, хотя расходовать смесь непрерывно было нельзя, а следо­вало временами делать 5-минутные ин­тервалы. Масса устройств составляла 123 кг, при том сухая масса ускорителя дос­тигала 63 кг.
 
 
 По материалам книги серии "Война в воздухе" "Messerschmitt Bf109"
Категория: Серия G | Добавил: Willie (06.05.2009)
Просмотров: 2958 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: