Системы охлаждения серий E и F В связи с переходом на производство истребителей с серии E на серию F в систему охлаждения головок блоков цилиндров двигателя были внесены изменения, касающиеся уменьшения лобового сопротивления при сохранении высокой производительности системы для обеспечения охлаждения двигателя, а также, поышение живучести системы. Схема системы охлаждения серии Е:
Используется водяное охлаждение, с долей этиленгликоля до 50%, выступающим как антифриз. Насос приводится в движение от масляного насоса. Хладагент проходит от рубашки блока через насос и трубопроводы в радиаторы. Охлажденная смесь возвращается в бак через нижние подводы. Внутри U-образного бака в верхней части установлены клапана стравливания пара двустороннего действия, отрегулированные на вакуум 0,05кг/см2 и избыточное давление 0,3кг/см2. Верхние половины бака соединены между собой трубкой. Нижняя часть бака соединена с помпой компенсационной трубкой. Дренажные трубки от клапанов подведены к выхлопным патрубкам воизбежание замерзания. В верхней части бака к блокам двигателя отведены фланцы подвода хладагента. Температура хладагента измеряется термометром типа сопротивления установленном в левом фланце подвода, на входе в двигатель. Емкость системы - 70л. Слив воды осуществляется через краны на радиаторах. Аварийного слива воды нет. Схема прохода воздуха через радиатор Bf109E:
Два радиатора трубчато-пластинчатого типа установлены в туннелях нижней части крыла по обеим сторонам фюзеляжа. Регулировка температуры воды осуществляется заслонками сзади радиаторов с ручным управлением из кабины (позже - автоматическим). Указателем положения заслонок служит вертикальный стержень, прикрепленный к заслонке и выступающий над крылом. Выступающая часть указателя разбита на четыре деления.
Изменения, внесенные в систему охлаждения серии F:
- регулирование системы охлаждения было полностью переработано, термостат регулировал через систему тяг синхронным открытием передней губы и обоих секций закрылков, балансируя между максимальной производительностью системы и минимальным лобовым сопротивлением;
Схема прохода воздуха через радиатор Bf109F:
- один уязвимый, рармещенный за винтом U-образный бак был заменен двумя компактными баками побокам картера двигателя; - радиаторы стали ниже и длиннее, для уменьшения лобового сопротивления. К тому-же, патрубки подвода и вывода жидкости были перенесены на одну сторону радиатора для облегчения обслуживания и ремонта; - система трубопроводов, в принципе осталась та же; тем не менее, не представленая на схеме доработка предполагала установку кранов отсечки подачи в радиатор, для отключения радиатора от системы в случае боевых повреждений. Доработка так и не стала заводской, но эта опция стала очень ценной в боевых условиях. Схема системы охлаждения серии F: Автор: okdolow
По материалам оригинальных техописаний
|